Москвичи стали чаще запрещать сделки с жильём без личного участия
10 января 2025
Любопытным свойством работоспособности инфраструктуры коммерческих объектов в общем и систем безопасности в частности является отложенность их реакции на действия или бездействия извне. Это, например, может проявиться в том, что эксплуатируемое оборудование какое-то время готово терпеть беспорядочную и беспощадную экономию на обслуживании и ремонте: дешёвые аналоги оригинальных запчастей, пропуск обязательных регламентных работ, функционирование в суровых условиях и т. д. В зависимости от случайности и качественных характеристик конкретного экземпляра оборудования продолжительность его «терпения» может варьироваться и достигать весьма внушительных значений. Что, в свою очередь, вызывает дикий восторг со стороны менеджеров таких объектов от предвкушения возможности сэкономить.
Проблема заключается в том, что никогда не угадаешь, какая именно соломинка сломает спину верблюду. Даже если практика безжалостной экономии сработала на предыдущих объектах, у твоего товарища, и на твой век (среднюю продолжительность трудоустройства) вроде как тоже должно хватить, гарантий, что поломка не произойдёт, увы, нет.
При этом многие отдают себе отчёт, что такая практика — это самый что ни на есть заём, который нужно будет не только выплатить в полном объёме, но и отдать существенные проценты (профилактика всегда дешевле, чем ремонт). Однако желание реализовать «эффективное управленческое решение» и получить бонус (иначе зачем всё это?) нередко перевешивает. В результате имеем то, что имеем: аварии, простой, увеличение вероятности возникновения всевозможных рисков в случае с системами безопасности и непредвиденные расходы.
Чтобы понять, что такая стратегия для сокращения расходов, мягко говоря, не очень, примеров достаточно. А если кто-то всё-таки решил попытать удачу, то одного обжига должно хватить на всю оставшуюся жизнь.
Но не всё так просто: нужно иметь в виду, что сотрудники, отвечающие за эксплуатацию, и их начальники постоянно меняются: продвижение по службе, уход на пенсию, смена работы. Это значит, что с определённой периодичностью на объект приходят новые люди с чистым или почти чистым листом опыта работы, и проблема вновь становится актуальной.
Кстати, в наше время отложенность реакции начинает играть новыми красками ввиду того, что вступает в противоречие со сложившимся поведенческим паттерном современности — ожиданием быстрых результатов. Оглянитесь: быстрые сообщения, быстрая доставка, быстрая подача, ускоренный курс обучения, быстрая транзакция — быстрое всё. Сегодня время между возникновением желания что-то получить и его удовлетворением для массового потребителя максимально сокращено — в истории такого никогда не было (цари, князья и прочая элита прошедших эпох не в счёт). И если во вкушении ягод в несезон или какого-нибудь экзотического том яма где-нибудь в Медведково всё так и работает, то почему в эксплуатации нет? Почему нет способа, который прямо сейчас всё сделает так, чтобы было хорошо?
Работоспособность оборудования и инфраструктуры, несмотря на ощущение, что это что-то само собой разумеющееся настолько, что не заслуживает нашего внимания и должно работать по дефолту, на самом деле находится в перманентном состоянии повышенного риска в результате принятия грубых и близоруких управленческих решений.
Существуют, однако, способы сокращения расходов на эксплуатацию без реального ущерба для качества. Тут, как и везде, где предполагается долгосрочность и предсказуемость, не стоит ожидать волшебной таблетки — потребуется вдумчивая аналитическая, управленческая и административная работа, упакованная в автоматизацию посредством систем класса help desk.
После проведения инвентаризации, оцифровки и автоматизации графиков регламентных работ с определённой периодичностью и перечнем конкретных действий, создаётся цифровой двойник каждой эксплуатируемой системы с вложенными элементами, входящими в её состав. Со временем такие системы и их отдельные элементы обрастают историей проведённых регламентных и инцидентных работ, в их цифровых двойниках фиксируется персональная ответственность и логируются все действия. Все работы распределяются на исполнителей в мобильное приложение по заданному алгоритму и не требуют бумажных отчётов, актов — всё происходит автоматически.
В результате появляется более-менее объективное понимание состояния эксплуатируемого оборудования, история проделанных работ и перечень предстоящих, обеспечивается преемственность, вовремя вносятся коррективы в планы модернизации, автоматизируется рутина, а решения принимаются с опорой на большие данные по сервисной деятельности коммерческого объекта.
Со стороны может показаться, что это какое-то ноу-хау, но нет — список тех, кто сегодня так работает, не такой уж маленький, а сама возможность доступна достаточно давно. Тем не менее это, пожалуй, один из немногих способов сокращения расходов на эксплуатацию, который многократно подтверждён на практике и может быть масштабирован.
Те, кто в своё время поработал над автоматизацией процессов обслуживания и ремонта инфраструктуры своего объекта, сейчас пожинают плоды кропотливого труда — сокращают до 30% операционных затрат, оптимизируют расход и закупку ЗИПов и делают эксплуатацию прозрачным и предсказуемым процессом.