Как быть с детскими долями при продаже с квартиры с торгов, разъяснит ВС
10 января 2025
Нежилое помещение на собственном земельном участке могут признать единственным жильём. Это следует из определения Верховного суда.
ВС рассмотрел дело о банкротстве и расширил понятие единственного жилья. Житель Калужской области, которого признали банкротом, попросил исключить из конкурсной массы дом, который не зарегистрирован в реестре недвижимости и юридически считается нежилым зданием. Должник объяснил, что живёт в этом доме с супругой, матерью, дочерью и её несовершеннолетним ребёнком. Арбитражный управляющий попросил признать здание единственным жильём и оставить банкроту спорное здание и земельный участок. Экспертиза подтвердила, что в доме есть необходимые коммуникации, он имеет все признаки жилого помещения и подходит для круглогодичного проживания. Из-за нежилого статуса нижестоящие суды отказались исключать дом из конкурсной массы, заявив, что здание нельзя признать единственным жильём. Верховный суд не согласился с этим решением.
Согласно Конституции, граждан нельзя произвольно лишить жилища, напомнил руководитель практики правового сопровождения предпринимательства бюро адвокатов «Де-юре» Константин Ткаченко. Единственное жильё защищено исполнительским иммунитетом, в том числе при процедуре банкротства. Не всякое помещение формально является жилым, но в реальной жизни люди иногда живут в помещениях, не имеющих жилого статуса, но соответствующих всем требованиям к жилью. К примеру, такая ситуация возможна, если собственник дома, который фактически является жилым, не завершил легализацию строения. Кроме того, люди часто проживают в апартаментах, которые не являются жильём.
Может ли такое помещение получить исполнительский иммунитет, если фактически оно является единственным пригодным для проживания? Определение Верховного суда даёт утвердительный ответ на этот вопрос. ВС пришёл к выводу, что конституционное право на жилище важнее формальной легализации, если для должника это помещение является единственным жильём.
Верховный суд уточнил, что суды должны оценивать пригодность помещения для круглогодичного проживания, наличие коммуникаций и инженерной инфраструктуры, а также субъективные доводы должника.