Москвичи стали чаще запрещать сделки с жильём без личного участия
10 января 2025
Доля приговоров за обманы с договорами дарения от общего количества обвинительных заключений за мошенничества с недвижимостью в 2024 году увеличилась до 35%. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на отчёт исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право».
Всего за девять месяцев текущего года совершено почти 5,5 тыс. преступлений, связанных с передачей прав на недвижимость, из которых 60% — в крупном и особо крупном размере.
В Федеральной нотариальной палате (ФНП) отметили, что ситуацию может исправить введение обязательной нотариальной формы для всех видов подобных соглашений — соответствующий законопроект Госдума приняла в начале декабря.
«Отсутствие такого требования облегчало обман неосведомлённых и уязвимых лиц, как правило, пожилых или находящихся в сложной жизненной ситуации. Мошенники использовали поддельные документы или убеждали дарителя подписывать договор под психологическим давлением, не предоставляя комфортного времени для обдумывания своих действий и последствий», — пояснили в ФНП.
Александр Домников из юридического бюро «Ковенант» в разговоре с корреспондентом Циан.Журнала отметил, что обязательное нотариальное заверение сделок с дарением недвижимости — важный шаг в повышении безопасности таких операций.
«Оно устранит распространённые мошеннические схемы, связанные с фиктивными договорами, — например, с уже умершими собственниками, и снизит риск подделки документов. Нотариус при удостоверении сделки обязательно проверяет все документы, включая данные о владельце недвижимости, и устанавливает его личность. Если человек умер, оформить такой договор становится фактически невозможно», — сказал юрист.
Александр Домников добавил, что нотариусы имеют доступ к официальным реестрам и могут оперативно проверить информацию, что делает подделку документов практически бесполезной.
«Это серьёзно усложнит жизнь мошенникам, которые привыкли использовать фиктивные договоры для захвата недвижимости. Однако эта мера не решает всех проблем. Если даритель находится под психологическим давлением или был введён в заблуждение до визита к нотариусу, это может остаться незамеченным. Мошенники тщательно готовятся и умеют убедительно разыгрывать сценарии», — продолжил специалист.
Кроме того, он обратил внимание на то, что введение обязательного заверения увеличивает затраты и усложняет процесс для добросовестных граждан, что особенно неудобно при сделках между родственниками.
«Семейные конфликты и попытки оспорить сделки также не исчезнут: нотариальное удостоверение снижает риски, но не устраняет их полностью», — заключил спикер.
Управляющий партнёр юридического бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев уточнил, что договорами дарения не исчерпывается весь спектр сделок с недвижимостью на рынке.
«Недвижимость может покупаться и продаваться по договору купли-продажи, может наследоваться, приобретаться по договору долевого участия и так далее. К сожалению, мошеннические практики существуют почти в каждом типе совершаемых сделок», — прокомментировал эксперт.
По его словам, стандартный договор купли-продажи квартиры может быть заключён под влиянием насилия, обмана, угроз или же с недееспособным собственником или просто с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
«Чёрные риелторы широко применяют подобные приёмы и имеют наработанную базу потенциальных жертв. Махинации возможны и с наследованием квартир. Здесь в арсенале злоумышленников — поддельные документы, включая и поддельные судебные акты. Возможен и сговор с каким-нибудь недобросовестным нотариусом. Обо всех подобных преступных схемах время от времени появляются новости, что говорит об их относительной распространённости в повседневной жизни», — резюмировал Дмитрий Галанцев.
Фото: freepik