Как арендатору не стать жертвой мошенников, рассказали в Госдуме
9 января 2025
«Гатчина непригодна для жизни»
— Мы после вчерашней газовой атаки пропустили сад. Ребенка тошнит, жалуется на боль в животе и головную боль. На теле красные пятна аллергенные.
— Сильнейший отек глаз. Была вчера в кабинете неотложной помощи. Поставили укол антигистаминный. Аллергиком никогда не была. Ко всем страшным симптомам от вони добавились глаза... Жесть просто.
— У меня сегодня ночью от вони проснулся сын. Воняло сквозь закрытые окна. Все проснулись с головной болью.
— Наша жизнь превратилась в ад. Мы в выходной день с ребенком сидим дома, потому что на улице дикая вонь. Гатчина непригодна для жизни.
Таких сообщений в пабликах и чатах столицы Ленобласти — сотни в день. Многие, не выдержав в прямом смысле ядовитой гатчинской атмосферы, переезжают в окрестности города. Но и там их настигает запах газа: на него также жалуются жители Пушкина, Красного Села, поселков вокруг Гатчины. Недавно стали появляться жалобы и от жителей Московского района Петербурга.
Основные подозреваемые — полигон ТБО «Новый Свет — Эко», расположенный недалеко от границы Гатчины (до многоквартирных домов — около 3 км) и нефтеперерабатывающие заводы в промзонах города и района.
Запах появился осенью прошлого года, но регулярно «накрывать» весь город стал весной 2022-го. Жители характеризуют его как «тухлый газ» — смесь «ароматов» бытового газа, гнилой капусты и сероводорода.
Концентрация бывает разная: порой слабая, порой — до сбоев в дыхании. Закрывать окна бесполезно: запах проникает сквозь вытяжку в ванной и даже замочные скважины. После такой «атаки» квартиру приходится долго проветривать и мыть полы.
«Это просто запах»
Долгое время гатчинцы слышали от чиновников одну фразу: «Это просто запах». Мол, вреда он не принесет, а запахи у нас не нормируются. Это продолжалось, пока в городе не стала дежурить передвижная лаборатория комитета госэконадзора. В одном из отчетов, где говорилось, что ПДК не превышены, горожане нашли цифры, вдвое превышающие действующие предельно допустимые концентрации по оксиду азота и оксиду углерода.
Оказалось, что запах не такой уж безопасный. Более поздние замеры (в том числе двух лабораторий, приглашенных Росприроднадзором) показали, что в Гатчине превышение по сероводороду в 3,3 раза, аммиаку — в 1,4 раза, а в соседней деревне Малое Верево — превышение по фенолу в 5,3 раза.
Измерения на меркаптаны в проблемном районе не проводили. Между тем эти соединения очень опасны и в больших концентрациях вызывают судороги и паралич.
В последние годы ПДК некоторых опасных веществ сильно ослабили. Как утверждает Greenpeace, с 1999 по 2017 год ПДК метилмеркаптана снизили в 660 раз. Также смягчены нормативы по формальдегиду и диоксиду азота.
Количество приемных, комитетов, организаций, в которые за эти полгода обращались гатчинцы, исчисляется десятками: комитет госэконадзора, комитет по обращению с отходами, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, администрация Гатчины и района, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, местные и областные депутаты, уполномоченный по правам человека, следственный комитет, прокуратура и даже администрация президента. В коллекции активистов сотни отписок, которые так и не помогли решить проблему. Найти очевидный источник вони пока тоже не удалось.
Версия 1: полигон ТБО «Новый Свет — Эко»
Главным виновником происходящего многие называют полигон ТБО «Новый Свет — Эко». Это единственный в Ленобласти полигон, способный принять объемы мусора из Петербурга, — почти 1 млн т отходов в год. Изначально полигон принимал только мусор из ближайших населенных пунктов, но потом на него повезли питерские отходы, и «гора» начала расти буквально на глазах.
При северо-восточном ветре в Гатчине стало вонять свалкой, а гладь императорских озер теперь едва видна из-за нашествия чаек. Власти обещали закрыть полигон в 2019 году, но вместо этого его высоту изменили с 55 до 72 м и он продолжил работать. Потом его снова обещали закрыть в 2021 году, а с 2023-го полигоны Ленобласти и вовсе должны были перестать принимать мусор на складирование. Правда, сегодня уже звучит новая дата — 1 января 2024 года.
Мгновенно закрыть полигон действительно невозможно: мусор из Петербурга везти будет просто некуда. Остальные полигоны с таким объемом не справятся, а те, что могли бы, уже закрыты. Мусороперерабатывающие заводы при этом еще не построены.
Тем временем с полигоном действительно что-то происходит. В конце сентября жители окрестностей заметили, что на одном из склонов произошел обвал: сошла лавина, обнажив под слоем грунта гниющий мусор.
Примерно в эти же дни коптеры активистов зафиксировали появление у подножия полигона глубоких шурфов. Жители предположили, что это накопители фильтрата. «Это дегазация, — прокомментировали фото в соцсетях представители комитета ЛО по обращению с отходами. — Если ее не делать, будет скопление газа, что очень опасно, его необходимо отводить». Как, и главное — куда отводится газ при помощи шурфов, осталось без уточнения.
Циан.Журналу не удалось получить комментарий о ситуации вокруг полигона ни от руководства самого полигона, ни в комитете Ленобласти по обращению с отходами.
Когда дышать в городе стало почти невозможно, в дело вмешалась прокуратура. Туда лично обратился губернатор региона Александр Дрозденко. Проверка показала: в эксплуатации полигона «Новый Свет — Эко» есть существенные нарушения. Не работает система дегазации, не соблюдаются технологии складирования и обработки ТКО. Работы по возобновлению дегазации полигона уже идут. «В течение месяца полигон должен отремонтировать и запустить станцию дегазации», — отметил А. Дрозденко. Устранение этих причин должно сократить радиус распространения запаха.
Скриншот: vk.com/drozdenko_a
Но гатчинцы уверены: полигон надо не «чинить», а закрывать. Об этом они просят президента РФ Владимира Путина в коллективном обращении: «… прекратить политику бездумной и варварской эксплуатации территории полигона ТБО “Новый Свет — Эко” и близлежащих земель, антропогенная нагрузка на которые на сегодняшний день уже многократно превышает все разумные пределы».
Письмо подписали 8700 человек: несколько сотен листов уже на этой неделе отправятся в администрацию президента.
Версия 2: нефтепереработка в промзонах
В пользу этого варианта говорит прежде всего сам характер запаха, который отлично знают жители гатчинского микрорайона «Аэродром». С 2012 по 2017 год они боролись с нефтеперерабатывающим заводом ОАО «Сибросьпереработка».
Они в один голос подтверждают: запах такой же, а значит, искать источник надо среди местных «нефтянок».
В промзонах вокруг города их множество, и до многоэтажной застройки от них — 200–500 метров, а до частных домов — буквально подать рукой. Эту версию косвенно подтверждает и Северо-Западное управление Росприроднадзора, которое с привлечением передвижных станций центров лабораторного анализа по ЦФО и СЗФО несколько недель проверяло воздух в Гатчинском районе. На Пушкинском шоссе эксперты обнаружили превышения по этилбензолу, который может содержаться в нефти и каменноугольной смоле.
Рядом с территорией бывшего завода ОАО «Сибросьпереработка» выявлены превышения по оксиду углерода, фенолу, ксилолу. В деревне Малые Колпаны, где расположена одна из промзон, эксперты зафиксировали превышения по сероводороду и ксилолу. А в районе самой большой промзоны № 1 — превышение по сероводороду.
В центре Гатчины (микрорайон Хохлово поле) показатели по оксиду углерода, сероводороду и этилбензолу оказались превышены в три раза.
Игнорировать такой «букет» вредных веществ просто нельзя, считают те, кто всем этим дышит. В сентябре к мониторингу промзон подключилась общественная инспекция по охране природы Экологическая милиция. В периоды сильной вони они проехались по промзонам, чтобы сделать замеры и убедиться, что заводы работают.
Больше всего инспекторов Экологической милиции удивила небывалая активность нефтебазы «Гарант». Экспресс-тесты, проведенные возле нее, показали наличие в воздухе сероводорода, бензола, производных толуола.
«У нефтебазы „Гарант“ мы обнаружили множество цистерн, которые заезжали под разгрузку, — рассказывает главный инспектор Экологической милиции Сергей Грибалёв. — А еще — много малых стационарных цистерн, на которых есть „клапаны дыхания“. Через них газ стравливают при высоком давлении в момент перекачки. Именно в моменты перекачки мы фиксировали выбросы вредных веществ».
Также экологи обнаружили цистерну с надписью «Толуол Х».
«Это страшный яд, мы удивлены, почему идет растаривание железнодорожных цистерн в непосредственной близости от жилых домов», — говорит Сергей Грибалёв.
Одна из гатчинских промзон (фото: vk.com/ecogat)
Инспекторы подозревают, что рост производства произошел именно в 2022 году, поскольку на сделанных ранее панорамах со спутника цистерн на нефтебазе видно куда меньше.
Всплеск активности вредных производств в гатчинских промзонах заинтересовал и общественный экологический совет при губернаторе ЛО. Его председатель Юрий Шевчук лично проехал по Гатчине и ее пригородам и убедился: запах, который присутствует повсюду, нельзя называть нормой. Более того, эксперты заподозрили, что в этой местности могут работать куда более опасные заводы, чем это официально разрешено.
Размещение предприятий определенного класса опасности на соответствующих участках находится в ведении городской администрации, отмечает Юрий Шевчук. Именно местные власти должны следить за порядком в этом вопросе.
«Как так получилось, что многие предприятия работают с уменьшением санитарно-защитной зоны, расположены не там, где должны быть расположены? Откуда вообще в Гатчине могли появиться предприятия 1-го класса опасности? — удивляется эксперт. — В Ленобласти есть пять мест, где они могут располагаться, Гатчина не в их числе».
«Гатчинский вопрос» будет поднят на ближайшем заседании общественного экологического совета при губернаторе ЛО, пообещал Юрий Шевчук.
«Требуем введения ЧС»
Скорее всего, причиной невыносимой вони в Гатчине и районе является не одно предприятие, а «комбо» из вонючих производств и полигона, предполагают опрошенные Циан.Журналом экологи. Под подозрением у местных жителей также газораспределительные узлы. Они говорят, что лично ездили к ним в периоды распространения вони, и там концентрация запаха была максимальной.
7 октября в самом популярном экологическом паблике Гатчины «Эко-Гатчина» появился призыв к губернатору ЛО ввести в городе режим чрезвычайной ситуации.
Скриншот: vk.com/ecogat
Учитывая, что проблема не решается уже более полугода, эта мера не кажется крайней. Например, режим чрезвычайной ситуации вводился в Волоколамском районе МО в 2018 году из-за полигона «Ядрово». Превышения по сероводороду и оксиду азота там были ниже, чем нынешние в Гатчине. Но в больницы из-за отравления попали дети.
Свой пример введения режима ЧС есть и в Ленинградской области. В 2020 году вице-губернатор по безопасности Михаил Ильин ввел режим ЧС в Колтушах из-за незаконной свалки. Сергей Грибалёв уверен: такая мера позволила бы решить проблему в Гатчине буквально за неделю. Но пока это обращение остается без ответа региональных властей.
Последняя надежда гатчинцев — поездка инициативной группы в Москву, в администрацию президента. 8700 рукописных подписей, собранных простыми горожанами, — это даже больше, чем собрал в 2018-м митинг за чистый воздух в Волоколамске. Возможно, именно поэтому местные власти отказываются согласовывать аналогичное мероприятие в Гатчине.
P.S. 9 октября чиновники отрапортовали: станция активной дегазации на полигоне «Новый Свет — Эко» снова заработала, часть газосборных труб заменена, а работоспособность факельной установки и главной компрессорной станции налажена. Однако радость оказалась преждевременной: на запах это не повлияло. Очередное «облако ароматов» южный ветер понес в деревню Горки. «Вновь ужасный запах свалки в Горках, — писали жители в соцсетях. — Когда же этому придет конец?»