Москвичи стали чаще запрещать сделки с жильём без личного участия
10 января 2025
Меня зовут Анна, я управляющая магазином, мать 10-летнего сына и немного рантье: у меня есть опыт сдачи бабушкиной «однушки» в Ленобласти. Я и сама много лет прожила во Всеволожске, но всегда хотела жить в Петербурге.
Я работаю в большом ТЦ на юге города, так что на работу приходилось добираться полтора часа. Итого: три часа в день только на дорогу.
Муж к переезду был не готов, но после развода меня уже ничего не держало в пригороде, и я решила: мы с сыном переезжаем в Петербург.
Первым делом мне предстояло понять, какое жилье в городе я могу себе позволить. Ставки по ипотеке на «вторичке» сейчас начинаются от 18–20% годовых, брать такой кредит я точно не готова.
У меня на счетах было 3,5 млн рублей от продажи нашей с мужем квартиры и квартира бабушки, которую я сдавала. Чтобы оценить бабушкину «однушку», я посмотрела аналогичные квартиры на Циан: они стоили примерно по 4,5 млн рублей. Предложив скидку, я довольно быстро продала ее за 4,2 млн. Итого мой бюджет — 8 млн рублей, на эту сумму я стала выбирать «двушку» в Питере.
Я зашла на сайт Циан, в разделе «Продажа» выбрала «вторичку», в разделах «Комнатность» и «Адрес» — двухкомнатную и Санкт-Петербург.
На выбор было больше 9 тыс. вариантов, и я поняла: нужны дополнительные критерии отбора. Я зашла в раздел «Еще фильтры», где выбрала удаленность от метро (не более 10 минут пешком), этаж (не первый), этажность дома (от шести этажей, поскольку не хотела покупать хрущевку).
Конечно, я поставила ограничение по цене 8 млн рублей: больше все равно не было.
Еще я выбрала опцию «Показать на карте»: мне нужна была квартира на юге города, а на карте сразу было видно, какие районы стоит рассматривать.
Например, много подходящих квартир было в районе станций метро «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». Это были панельные и кирпичные 9-этажки постройки конца 1960-х годов. Меня это устраивало.
Другой район, где был большой выбор недорогих «двушек», — это застройка вокруг станции метро «Международная», но кирпичных домов там мало, в основном панельные. Зато сам район зеленый, много скверов и парков.
В итоге я выбрала вот такую «двушку» у Шереметевского сквера (ст. м. «Проспект Ветеранов») за 7,6 млн рублей.
Ремонт не нужен, кухонная мебель есть. Только перекрасить стены — и можно въезжать. Я нажала «Показать телефон» и позвонила напрямую собственнику. Мы договорились, что я приду на просмотр.
Помочь мне в сделке я пригласила знакомого риелтора, но на просмотры (кроме понравившейся квартиры я собиралась осмотреть еще несколько вариантов поблизости) ездила сама.
Никаких сюрпризов не было: фото на Циан реальные — по ним сразу можно понять состояние жилья. Но мне было важно «почувствовать энергетику»: пройтись по двору, зайти в парадную, выглянуть из окна, понюхать, в конце концов, чем пахнет квартира (некоторые квартиры были прокурены, а я этого не выношу).
Мой совет: не стесняйтесь. Лучше показаться излишне дотошной, чем упустить какой-то недостаток. Если я сомневалась в заявленной площади, я измеряла стены рулеткой. Если мне казалось, что ламинат уложен неправильно, я приседала и стучала. А если было подозрение, что из окна дует, я подносила бумажку и проверяла. Все выводы я записывала в блокнот, чтобы потом не забыть, в какой квартире дверь под замену, а какая потребует ремонта на 2 млн рублей.
За те три недели, что я ходила на осмотры, мне дважды пришло уведомление от Циан о снижении цены на квартиры, которые я добавила в «Избранное». Это удобный и полезный сервис — сразу видишь, где появилась скидка.
Как я и думала, квартира, которая изначально мне понравилась по фото, больше всего приглянулась и вживую. На просмотре я нашла несколько недостатков: в спальне неровные стены, а на кухне неплотно прилегала рама окна.
Продавец согласился с этими недочетами, но давать большую скидку отказался: цена, по его мнению, была и так гуманная. Выторговать удалось только 30 тыс. рублей — на исправление проблемы с окном.
Я боялась, что эта квартира уйдет, поэтому тянуть и ждать вариант получше не стала.
Но обязательным пунктом для меня была проверка юридической чистоты квартиры и продавца. Мы с моим риелтором запросили выписку из ЕГРН, договор купли-продажи (чтобы выяснить, как право собственности на квартиру перешло продавцу), план квартиры, справки по форме № 9 и форме № 12.
Также я попросила представить справки из психоневрологического и наркодиспансера о том, что продавец не состоит у них на учете. Поскольку продавец был не женат, а дети в квартире зарегистрированы не были, то на этом список документов был исчерпан.
Риелтор посмотрела все документы и дала добро: можно подписывать предварительный договор.
На подписании предварительного договора встретились я, продавец и наши риелторы. Я пришла с вариантом договора (шаблон скачала здесь) — его одобрила моя риелтор, но и у продавца был свой договор. Мы их сравнили: они оказались практически идентичны, суть одна, только формулировки разные.
Предоплату я внесла наличными. Условия предоплаты были такие: если сделка не состоится по моей вине, предоплата не возвращается. Если она сорвется по вине продавца, он возвращает мне предоплату в двойном размере. Эти условия были прописаны в предварительном договоре, как и цена квартиры, ее кадастровый номер и дата заключения договора купли-продажи.
Поскольку ипотека мне была не нужна, мы запланировали заключение договора купли-продажи через 10 дней. Вывозить мебель продавцу не понадобилось, но он попросил несколько дней для получения справки об отсутствии задолженности за ЖКУ.
Шаблон договора купли-продажи мы брали типовой, добавляли только наши данные. Мы прочитали его заранее, перед подписанием — еще раз.
Оплата проходила через банковский аккредитив, куда я перевела деньги. Условием его раскрытия была регистрация сделки купли-продажи в Росреестре.
По одному экземпляру договора мы оставили себе, а третий отправили в Росреестр. Через несколько дней после подписания договора купли-продажи мы подписали акт приема-передачи. Я подтвердила, что квартира в том состоянии, которое меня устраивает.
Дней через 10 мне пришло сообщение: продавец получил деньги.
Ключи от квартиры продавец мне передал в день подписания договора купли-продажи. Когда стало понятно, что договор успешно зарегистрирован в Росреестре, я привезла в нашу новую квартиру краску и перекрасила стены. Выравнивать не стала, а вот мастера для ремонта окна вызвала.
Сейчас мы с сыном выбираем мебель — каждый в свою комнату. Немного денег у нас осталось, хочется купить всё новое.
Вот так я воплотила свою мечту переехать в Петербург. Не дождусь, когда мы въедем в квартиру и на работу я буду добираться не полтора часа, а 20 минут. Удачи и вам!