Как арендатору не стать жертвой мошенников, рассказали в Госдуме
9 января 2025
Анна рассказывает, как они втянулись в ремонты и строительство, что сложилось удачно и каких ошибок можно было бы избежать.
— Помню, как в морозный мартовский день вернулась домой из университета окоченевшей. Отогреваясь, листала соцсети и наткнулась на пост из Сочи, где на тот момент было +20 °C. Что я здесь делаю, подумала я и предложила своему жениху Вадиму переехать. Он согласился.
Всё произошло небыстро. Сперва мне пришлось закончить учёбу — на это ушло около полугода, в течение которых мы успели съездить в Сочи, чтобы осмотреться. Да-да, мы собрались переезжать в город, где раньше даже не бывали!
Заезд оказался настолько удачным, что мы решили, будто всё про Сочи поняли. Недолго думая, купили в ипотеку квартиру в новостройке. Кстати, у нас не было денег даже на первоначальный взнос, поэтому пришлось брать на него отдельный кредит — потребительский.
Достроилась эта квартира только к маю 2019 года, и мы стали собираться. Сейчас смешно, но машину мы загрузили по полной: в багажнике оказались не только нужные вещи, но и коньки (зачем они на юге?), и огромный плюшевый медведь — не спрашивайте, это Вадим отказался ехать без него.
Через три года, в 2022 году, мы решили эту квартиру продать: мы оба тяготеем к собственному дому, к участку, к каким-то посадкам. Знаете, какой у моей мамы огород! Она нам килограммами свою ягоду привозила — и неважно, что в Сочи нет дефицита фруктов и ягод.
При продаже квартиры мы попали в неприятную ситуацию с риелтором. Она вынудила нас, неопытных, подписать эксклюзивный договор и очень неспешно стала работать. А мы тем временем разговорились с соседями, и они согласились нашу квартиру купить. Риелтор оказалась не у дел, но свою комиссию — 700 тыс. рублей — требовала. Нам ещё два месяца потом звонили с угрозами и обещаниями встретиться в суде.
Параллельно с продажей первой сочинской квартиры мы искали участок. Задачка та ещё: в Сочи то оползни, то землетрясения. При ограниченном бюджете выбор был невелик — и только из участков на склонах.
Тут надо объяснить, почему мы были ограничены в бюджете: первую сочинскую квартиру мы купили за 4 млн рублей, а продали за 12 млн рублей — прямо скажем, удачно получилось. 3,5 млн рублей ушло на погашение ипотеки, но на участок и дом оставалась приличная сумма.
И тут я поняла, что опасаюсь оставаться без полноценной городской недвижимости. К тому же на время строительства дома надо было где-то жить. Так мы стали искать не только участок, но ещё и квартиру.
Вторую квартиру в Сочи мы нашли даже раньше, чем продали первую. Поэтому на её покупку у нас снова не было первоначального взноса — нам снова пришлось брать потребительский кредит.
Выбирали мы её тоже не совсем так, как описывают инструкции, купив в итоге кота в мешке. 16 «квадратов» в историческом доме дореволюционной постройки в центре Сочи — это известный дом Долинского.
Обошлась квартира в 5,5 млн рублей. Из справки ЕГРН следовало, что потолки в ней 3,7 м, но внутри она была вся обшита вагонкой — продавцы не разрешили нам проверить, что там, под деревяшками. Так что брали мы, считай, не глядя — место понравилось.
Но когда мы оторвали вагонку, вау-эффект был обеспечен. Оказалось, что стены в этом старом доме сделаны из ракушечника — это такой южный камень с очень приятными свойствами: зимой в доме тепло, летом нежарко.
Но в нашем случае стены были в скверном состоянии — заплесневели и осыпа́лись.
Уже позже стало понятно, что надо было вызвать профессиональную строительную бригаду. Но тогда, сразу после покупки квартиры, мы взялись делать ремонт сами. Заодно хотели проверить, на что нас хватит и сможем ли мы построить дом.
Забегая вперёд, скажу, что с ремонтом мы справились средне: получилось красиво, но не на века — кое-что уже потрескалось.
Многие знакомые не верят, но все работы и покупка мебели обошлись нам всего в 500 тыс. рублей. Как это вообще возможно?
На ремонт ушло четыре месяца. Всё это время мы жили в домике, который остался от предыдущих хозяев на купленном участке, — о нём расскажу отдельно.
У нас растут лимоны, мандарины, киви, яблоки, гранаты, хурма, унаби, персики, мушмула, слива, алыча, виноград, нектарины, вишня, кизил, по два вида груш и инжира.
Плюс грядки с многочисленной ягодой — с ними нам ещё предстоит разобраться.
Участок и очень старый маленький домик на нём мы купили за 4 млн рублей, когда делали ремонт во второй квартире. Это 6 соток, вытянутых под углом 20 градусов с горы к лесу. Под горой проходит тоннель. Было очевидно: без трудностей не обойдётся. Так и вышло.
Почти сразу началась эпопея с уведомлением о начале строительства — буквально недавно мы получили уже седьмой отказ. Первые два были результатом нашей оплошности в заполнении формы.
А по прошествии некоторого времени изменились условия и законодательство, что для Сочи абсолютно типичная история. В итоге нам пришлось менять вид разрешённого использования участка — хоть тут повезло: справились за пару недель, заплатив 1 500 рублей.
Сейчас все упёрлось в согласие на строительство от Отдела службы охраны на Кавказе Федеральной службы охраны РФ — это согласие требуется из-за рельефа участка. Муж уже побывал по выданному в администрации адресу, где ему заявили, что надо обращаться в другую организацию и другой район. Поездка по новому адресу также оказалась безуспешной, если не считать, что нам дали ещё один адрес и пообещали, что уж там точно помогут.
Потратив время на тщетные поиски правильного отделения Федеральной службы охраны, мы сдались и отправили документы онлайн. На сайте указано, что заявку рассматривают в течение двух недель, но ответа мы до сих пор не получили.
В общей сложности на попытку оформить начало строительства у нас уже ушло около полутора лет. И неизвестно, когда мы, наконец, получим согласие и сможем построить полноценный дом.
После третьей неудачной попытки оформить уведомление на строительство стало понятно, что процесс затянется.
Мы построили временный домик — такой, на который не нужно никаких разрешений. Это обошлось нам примерно в 600 тыс. рублей — считай, по цене 2 кв. м квартиры в Сочи.
Проект я сделала сама, а муж отвечал за всё остальное — он у меня рукастый.
Дом — каркасник площадью 20 кв. м. Муж купил бензиновый свайный бур и набурил отверстий под сваи. Затем мы уложили лаги и стали выстраивать каркас. Утепление внутри — минвата, так что зимы в этом домике тёплые.
Как всегда, удалось сэкономить. К примеру, минвату, печку-буржуйку, двери и окна мы купили на сайте объявлений. У кого-то излишки или просто не нужно столько, а вещи в отличном состоянии.
Со строительством мы справились за осень: начали в сентябре и уже в ноябре 2024 года закончили основные работы. Очень помогли наш друг и папа Вадима, который взял три недели отпуска и целиком потратил его на помощь со строительством.
Теперь ждём, когда же нам повезёт с уведомлением на строительство. Тогда мы снесём старый домик, который остался от предыдущих владельцев и послужил нам кровом на время квартирного ремонта. На его месте будем строить новый.
Пока предполагаем, что дом будет двухэтажным, 70 кв. м. А маленький каркасник останется для гостей — в нём будут жить друзья во время приездов в отпуск. Квартиру в Сочи мы сдали в посуточную аренду — теперь она круглый год приносит небольшой доход.
Если вы спросите, стоило ли ввязываться в ремонты и строительство, я без сомнений отвечу, что да, определённо стоило! Это огромный драйв — переделывать, реконструировать и улучшать.
У нас с Вадимом даже была идея по очереди скупать квартиры в нашем старом доме, улучшать их и перепродавать. Но мы слишком долго раздумывали: сейчас ипотека настолько дорогая, что это невыгодно. Что ж, значит, придумаем что-то новое!
Фото: из личного архива героев статьи