Москвичи стали чаще запрещать сделки с жильём без личного участия
10 января 2025
С юга — в Питер
Мы оба южане: родились в Ростове-на-Дону и вместе переехали в Питер в 2010 году. Жили тогда небогато, но Питер очень полюбили — и любим до сих пор. До покупки первой квартиры мы успели пожить и в комнате на проспекте Просвещения, и в квартире на Поэтическом бульваре, и в «двушке» на Софийской.
Семь лет мы прожили в чудесной «однушке» на Светлановском проспекте: хозяином был православный священник — во всех смыслах святой человек. Никогда ни о чем не беспокоился, не проверял. За эти годы мы оценили и полюбили север Петербурга.
Петербуржцы делятся на три типа: те, кто любит центр, кто любит север города, и те, кто любит юг. Свои плюсы и минусы есть везде, но для жизни нам больше всего нравился север города.
К 2017 году стала развиваться карьера, и мы задумались о собственном жилье. Так мы купили в ипотеку свою первую квартиру — студию в Девяткино, в ЖК «Краски лета». Пока дом строился, поняли, что дела наши идут немного лучше, чем ожидалось, и мы можем себе позволить квартиру в уже обжитом районе — с парками, инфраструктурой и хорошей транспортной доступностью.
Мы купили квартиру в уже заселенном ЖК «Живой ручей» на пересечении улиц Ушинского и Луначарского.
Это была 43-метровая «однушка» уже с ремонтом за 5,2 млн рублей. Сделка проходила сложно: у Андрея не было официального трудоустройства, у Сони — прописки на территории страны.
Пришлось составлять брачный договор и оформлять квартиру и ипотеку на Андрея, который устроился работать официально. Мы собрали 500 тыс. рублей первоначального взноса и подали документы в три банка. Два банка нам отказали, ВТБ одобрил кредит по ставке 9,8% годовых. В этой квартире мы прожили пять лет.
Как мы решились на переезд и почему выбрали Сириус
Мы обожаем гулять, не сидим на месте. Любим и прогулки по городу, и природу. В Питере всё это есть, но одна вещь серьезно мешает — климат. Дожди, ветра, пасмурное небо, холод, долгая зима и короткое лето. Но это хороший город для развития и карьеры. Кроме него мы рассматривали для жизни только Москву и Сочи.
И вот в один из ветреных дождливых августовских дней лета 2021 года, вернувшись домой с неудавшегося пикника, мы подумали: чего мы ждем? Ведь думали про Сочи — почему бы не попробовать там пожить?
В октябре мы сняли квартиру на улице Набережной в Сириусе и поехали приглядеться: с Сочи мы не были знакомы абсолютно. Только слышали, что после Олимпиады и Чемпионата мира по футболу в городе многое изменилось.
В Сириусе мы прожили до конца декабря: нам очень понравилось. Мы объездили весь Сочи, снимали разные квартиры, полюбили Красную Поляну и центральный Адлер. Нам действительно захотелось остаться там жить.
Поначалу у нас возникли сомнения: поменять столицу, крупный европейский город на курорт? Насколько это правильно? Не лучше ли просто приезжать в Сочи отдыхать, а жить все же в Петербурге? Тем более что там у нас были налажены рабочие связи, у Сони была большая база клиентов.
Но, пожив в Сочи, поняли, что здесь многое есть. Это не провинциальный город, а крупный региональный центр. Мы начали общаться с людьми, живущими у Олимпийского парка. Оказалось, многие молодые семьи переезжают в Сириус, их дети занимаются в местных спортивных клубах, оснащенных на мировом уровне.
Именно Сириус привлек нас больше других районов Большого Сочи: это наукоград с особым статусом федеральной территории — и одна из самых дорогих локаций страны по стоимости квадратного метра жилья. Сюда приходят инвестиции, и он совершенно точно будет развиваться и дальше. За этим местом будущее.
Как в свое время Петербург стал городом, который создавался для молодых и амбициозных, так и Сириус сейчас: тут можно развиваться самому и развивать ребенка. Это место для нас, оно молодое и есть в нем задор и вызов. При этом климат в Сочи не сравнить с питерским: тепло, солнце и море.
Мы понимали, что стоимость недвижимости в этом районе быстро растет, и года через два мы уже ничего не сможем здесь купить. В муках и терзаниях вернулись в Петербург. Перезимовали, а в апреле снова уехали в Сириус — там было тепло, солнечно и позитивно. Возвращались обратно в мае с четким пониманием: мы переедем сюда жить.
О своем решении никому не сказали. Даже родители узнали о переезде в день сдачи дома, то есть спустя восемь месяцев с начала нашего «проекта». Они живут в другом городе, и нам было несложно скрывать, что мы продали свою квартиру.
Особенности сочинского рынка: выбор ЖК и квартиры
В июле 2022 года мы начали составлять план покупки квартиры. Нам нужен был надежный риелтор, потому что рынок жилья в Сочи очень мутный. И надо было продать питерскую квартиру.
Первое, что мы сделали, — отфотографировали нашу квартиру и выставили ее на продажу сами, без риелтора. Юридические вопросы мы закрывали при помощи брокера, который сопровождал сделку.
Нюансы были, потому что в квартире была прописана маленькая дочка, а сама квартира покупалась с использованием маткапитала — ребенку надо было выделить в ней долю. Это отняло много сил и времени.
Разместите объявление на Циан бесплатно. Сдайте или продайте свою квартиру
Одновременно мы начали искать квартиру в Сочи. Это очень специфичный рынок: риелторы размещают на порталах и агрегаторах так называемые «фонари» — фейковые объявления о продаже привлекательных квартир по заниженной цене.
Задача риелтора — выманить покупателя в Сочи. Когда ты приедешь, выяснится, что эту квартиру «вот только что купили», но у риелтора есть еще «много отличных предложений» — уже по совершенно другим, рыночным ценам.
Найти риелтора, которому можно было бы доверять, оказалось задачей не из простых. Но нам повезло — мы нашли специалиста, принципиально не размещающего «фонари».
Мы рассматривали жилье только в Сириусе. Это было логично, потому что кроме Сириуса нам понравились центр Сочи и центр Адлера. Но недвижимость там еще дороже. Мы смотрели как первичное жилье, так и вторичное, но новое и с хорошей современной инфраструктурой.
Еще одна неприятная особенность недвижимости в Сочи и особенно в Сириусе — сомнительный статус земель под объектами. Покупать без опаски можно объекты с землей, приобретенной застройщиком под строительство многоквартирного дома, когда сначала проходит процедура покупки земли с понятным назначением у государства, а уже потом на ней возводится дом.
Есть еще один вариант, менее безопасный, но в принципе приемлемый, — покупка квартиры в многоквартирном доме, построенном на узаконенной через суд земле ИЖС. Это хуже, но в принципе возможно. Мы предпочли первый, более надежный вариант.
Хотите приобрести однокомнатную квартиру в новостройке в Сочи? Подходящие варианты есть на Циан
В шорт-листе у нас оказалось несколько жилых кварталов. Первый — ЖК «Солнечный город» за парком «Южные культуры», второй — ЖК «Сорренто Парк», перед парком «Южные культуры». Это часть Сириуса, максимально близкая к Адлеру. Там жилье дорогое, а окружение — шумное, потому что это туристическая часть города. Еще был ЖК «Грин Сейл» — красивый дом, стоящий прямо у железной дороги.
И последний — ЖК «Фрукты». Он на самой окраине, но район неплохой: полчаса пешком до моря через орнитологический парк, развитая инфраструктура, до всех олимпийских объектов — максимум 10 минут на машине.
Нам понравились деревянные детские площадки, турники, теннисный корт, благоустроенная территория. К тому же квартиры в этом проекте были дешевле, чем в остальных. И мы остановились на нем.
Сложности со сделкой
Мы одновременно искали подходящую квартиру и пытались получить одобрение на ипотеку. Кредитная история у нас обоих была безупречная. Андрей полетел в Сочи, чтобы на месте посмотреть дома, которые до этого видели только на картинках. Квартира покупалась по переуступке: важно, чтобы собственник был адекватный.
Обременения и занижение цены в договоре нам не подходили, поскольку нужна была ипотека. Изначально мы хотели купить квартиру у застройщика, но, во-первых, вариантов в этом ЖК практически не оставалось, а во-вторых, цены были на 3–4 млн рублей выше, чем по переуступке.
Продавцов было много, около двух десятков, но многие отпали из-за обременений и требования занижения цены. В итоге остался один инвестор, а у нас на тот момент уже была одобрена ипотека в Уралсибе. Мы взяли семейную ипотеку со ставкой 5,7%. Наша 45-метровая «однушка» в Сириусе обошлась нам в 17 млн рублей.
Андрей: «Были сложности с продавцом: почему-то мы никак не могли встретиться. То он уехал на хоккей, то был занят. Я уже начал подозревать, что это какая-то мошенническая схема: у меня просто уведут задаток, и поеду домой без денег. Но риелторы все же смогли свести нас в агентстве. Кстати, о риелторах со стороны продавца ничего хорошего сказать не могу: сделку они сопровождали плохо, да еще и взяли с продавца огромную комиссию, около 700 тыс.
Из-за отсутствия поддержки со стороны риелторов продавец был весь на нервах, безумно злой, никому не доверял. Я тоже тревожился. Но после нашей очной встречи мы прониклись симпатией друг к другу. Я вручил ему задаток, и началась очень долгая история по подготовке конечного договора».
Параллельно мы продавали квартиру в Петербурге. Был покупатель нашей квартиры, продавец сочинской, был срок одобрения ипотеки.
Но самым сложным звеном в этом квесте оказались органы опеки. У нас было жесткое ограничение на покупаемый объект: площадь новой квартиры должна быть такой же, как у прежней или больше. Когда каждый метр стоит больше 350 тыс. рублей, это важно.
Было и ограничение по сроку сделки — квартиру надо было купить в течение месяца.
Во-вторых, мы собирали огромный пакет документов, многие из которых тоже имели срок действия. В-третьих, служба принимала клиентов только раз в неделю, что тоже не упрощало задачу.
Всё это: опеку, продавца в Сочи и покупателя в Питере, банк — надо было привести к единому знаменателю. В этом нам здорово помог ипотечный брокер, и спустя время мы заключили электронную сделку, подписывая документы удаленно. Продавец нашей квартиры подписывал документы тоже удаленно, из Саратова.
Ожидание и ремонт
Наш дом обещали сдать перед Новым годом, но застройщик перенес сроки на конец первого квартала. Эту зиму мы провели в Петербурге: к счастью, у родственников была свободная квартира, где мы смогли жить бесплатно. В свой день рождения, 13 марта, Андрей получил заветную эсэмэску: «Дом готов, можете приезжать принимать квартиру».
Квартиры сдавались без отделки. Андрей нашел бригаду, которая согласилась сделать ремонт под ключ всего за месяц. Пришлось немного доплатить за срочность и сложность, но в итоге через месяц и пять дней у нас была готовая квартира: въезжай и живи.
Андрей: «Этот месяц я провел в Сочи. Жил в коворкинге на Кленовой улице: там можно и жить, и работать. Стоило это недорого — 1,4 тыс. рублей в сутки за довольно большой номер. Зато я мог быть рядом и контролировать процесс ремонта».
Новая квартира в Сириусе
В начале мая мы переехали в свою квартиру, купили мебель и стали обживаться. Мы много гуляем по Сириусу, занимаемся спортом во дворе на свежем воздухе, катаемся на самокатах в Абхазию. До абхазских пляжей от нашего дома можно дойти пешком за 15–20 минут.
Площадь нашей квартиры 45 кв. м, в ней два балкона. Один будет зимний, мы его застеклим, второй — летний, на нем будем сидеть с чаем вечерами.
Наши окна выходят во двор: чисто, тихо, красиво. Комнату мы разделили перегородкой и сделали из «однушки» «двушку», чтобы у дочки была своя детская.
Задумок много, но рассказывать о них не будем. Не любим говорить о планах, пока они не реализованы.