Как арендатору не стать жертвой мошенников, рассказали в Госдуме
9 января 2025
Михаил Ломтадзе,генеральный директор компании «БКЛ Недвижимость»:
— Итоги года на рынке офисной недвижимости Москвы необычны: качественные пространства оказались раскуплены. Спрос на «офисы для себя» стал рекордным за всю историю рынка: 20% всех сделок — это договоры купли-продажи. Внутри Третьего транспортного кольца можно продать буквально все: отдельно стоящие БЦ — под штаб-квартиры и представительства крупных компаний, небольшие помещения инвесторы приобретают, чтобы не упустить престижную локацию.
Лоты, которые сдаются в аренду, тоже не простаивают. Как отмечают наши коллеги из международной консалтинговой компании в сегменте коммерческой и жилой недвижимости Nikoliers, средняя вакансия в московских офисах не превышает 6,6%. Внутри Садового кольца она держится в пределах 5,4–6,2% на офисы класса А, что же касается офисов В и В+, то их просто не найти, свободно не более 2–3% площадей.
На территории между Садовым и Третьим транспортным выбор немногим больше: доступно 8% помещений в БЦ класса А и 5% — в В+.
Арендная ставка в классе А приблизилась к отметке 40 тыс. рублей за кв. м, и это не предел. Но даже на этих условиях арендовать крупный лот (от 5 тыс. кв. м) внутри ТТК сейчас практически невозможно.
Спрос на помещения от 50 до 150 кв. м сохраняется в центре Москвы практически всегда.
По подсчетам Nikoliers, потребность в офисных пространствах сегодня — 1,7 млн кв. м, то есть объем спроса всего за год вырос на 30%. Что происходит в таких случаях? Рыночная чаша весов неизбежно склоняется в сторону собственника и арендодателя, а ставки уверенно растут. Помещения в бизнес-центре можно реализовать уже на стадии строительства. В кластерах, которые предстоит ввести в 2024 году, 55,9% офисных пространств продано или сдано в аренду на предрелизе, к моменту ввода в них останутся свободными не более 16,7% площадей. Компании, которые вчера смотрели помещения только с отделкой или требовали арендных каникул и компенсации за ремонт, завтра пойдут в сегмент shell & core (помещения под отделку. — Прим. ред.).
Это практически идеальные условия, чтобы вкладываться не только в строительство новых БЦ, но и в редевелопмент бывших промышленных площадок — высокий спрос оправдывает дополнительные вложения и риски. Проблема лишь в том, что внутри ТТК почти не осталось свободных участков brownfield (территории, на которых ранее размещались промышленные объекты. — Прим. ред).
И, возможно, бизнес-центр и арт-кластер Pangaea, открытые нами в 2023 году на двух площадках завода «Мосхимфармпрепараты» им. Н. А. Семашко, окажутся последними лофт-проектами в центре Москвы. Аналогов, скорее всего, не появится еще довольно долго.
Но если взглянуть на карту проектов КРТ Москвы, легко убедиться, что вдоль ТТК еще достаточно свободных промышленных площадок для редевелопмента.
Во-первых, наличие просторных производственных зданий позволяет создавать внутри офисные пространства любой площади. Строительство крупных офисных блоков вполне целесообразно в тех случаях, когда на ранней стадии проекта находится заинтересованный покупатель, готовый подписать предварительный договор. Аналитики утверждают, что интерес крупных компаний к таким покупкам далеко не исчерпан, и продажа на какое-то время останется главным способом монетизации подобных девелоперских проектов.
Во-вторых, в проектах редевелопмента всегда достаточно территории для креативных ландшафтных решений. Вы получаете уникальный каркас из невысоких построек и лабиринта проездов, арок, внутренних дворов и погрузочно-разгрузочных площадок. С учетом смены функции с промышленной на общественно-деловую все это можно превратить в систему бульваров, зеленых гостиных, коворкингов под открытым небом, атриумов. Например, увеличить количество входных групп, интегрируя проект в окружающую застройку.
Последнее, но самое главное, — у вас появляется возможность включить офисную функцию в более широкую концепцию делового или творческого кластера. Вы получаете отличную базу — место с историей, с собственным сюжетом. А если повезет — с яркими архитектурными акцентами. Мода на лофты в Москве не проходит уже второе десятилетие.
Здесь главное — не экономить на качестве архитектурных решений. Визуальный комфорт, красота конструкций, эстетика внутреннего и внешнего пространства важны не только для дизайнеров, фотографов, художников, но и, например, для ювелирного, образовательного, издательского бизнеса, для психологов, адвокатов.
Вкладывая больше средств в подобный проект, девелопер фактически создает полноценную городскую среду и тем самым берет в свои руки будущую капитализацию проекта. Не говоря о возможности получить идеальный пул арендаторов, не замыкаясь на одном-двух крупных клиентах и диверсифицируя отраслевые риски.
Наконец, проекты редевелопмента промышленных площадок вдоль Третьего транспортного кольца имеют все шансы получить поддержку правительства Москвы, заинтересованного в полицентричном развитии города и появлении новых рабочих мест не только в центре, но и за его пределами.