Как быть с детскими долями при продаже с квартиры с торгов, разъяснит ВС
10 января 2025
Два сценария
Всю весну западные ритейлеры наперебой заявляли об уходе с российского рынка. Но не успели модницы оплакать расставание с новыми коллекциями Chanel и Louis Vuitton, не успели новоселы собрать мебель из IKEA, захваченную в последний день перед закрытием, как появились новости о том, что с труднопроизносимыми названиями кроватей и тумбочек мы расстаемся не навсегда. Да и Louis Vuitton пока не спешит упаковывать свои знаменитые чемоданы.
«Международные бренды приостановили свою работу в России не только из-за санкций, но и из-за операционных проблем. В частности, по причине затруднений с логистикой и доставкой товара, переводом средств и т. д., — считает Светлана Ярова, директор департамента брокериджа коммерческой недвижимости компании RRG. — Если эти вопросы удастся решить в краткосрочной перспективе, то часть компаний может остаться в России — например, через схемы франчайзинга, локализации, партнерства. Многие не хотят терять рынок».
Существует два сценария развития событий, полагает Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.
1. Оптимистичный сценарий: возобновление работы западных брендов.
Уход с рынка — серьезное обременение для крупных брендов (таких как, например, Inditex). Оно связано с наличием товарных остатков, ориентированных на конкретный рынок, и с колоссальными штрафными санкциями за несоблюдение договорных условий. Многие западные компании будут рассматривать способы остаться на российском рынке.
2. Пессимистичный сценарий: полный уход западных брендов с нашего рынка.
В этом случае доля свободных площадей будет зависеть от масштабов ТЦ. Вакансия в наиболее популярных ТЦ будет доходить до 70% (именно их площади были заняты крупными иностранными арендаторами), районные проекты могут опустеть до 30–40%, прогнозирует эксперт.
Рокировка арендаторов
О своем интересе к широкому выходу на российский рынок уже заявили несколько китайских и турецких торговых сетей. Более того, в Индии и Китае с бизнес-миссиями находятся российские компании, ранее работавшие по западным франшизам, говорит Ирина Буренко, коммерческий директор Realty4Sale.
Хотите снять помещение в торговом центре в Москве? Циан.Коммерческая предлагает свыше 4,6 тыс. лотов в 1716 объектах
Большинство турецких брендов из сегмента масс-маркет, которые открывают крупноформатные магазины, уже присутствует в России, напоминает Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank. По ее мнению, ожидания, что турецкие бренды заменят все ушедшие западные компании, могут не оправдаться: последние несколько лет эти бренды очень аккуратно развивались, некоторые из них показывали снижение оборотов, что приводило к меньшей активности по открытию новых магазинов в России.
В настоящий момент многие девелоперы действительно ведут переговоры с турецкими брендами на предмет потенциальной замены ушедших западных брендов, но будет ли это сотрудничество выгодным, пока неясно. «Дело в том, что турецкие бренды в России по ассортименту и полноте коллекций сильно отличаются от того, что продают в Турции, — поясняет Евгения Хакбердиева. — У нас представлен только базовый ассортимент. Будут ли компании готовы открывать в России полноформатные магазины, пока непонятно».
Если турецкие компании решатся выйти на рынок России, для нашего потребителя это будет хорошая новость, уверена эксперт: в полных коллекциях таких компаний есть продукция для дома, текстиль, детская одежда, молодежное направление — те товары, которых в нашей стране нет или которые представлены в ограниченном формате.
Помимо турецких и китайских компаний ведутся переговоры с корейскими, иранскими и индийскими ритейлерами, рассказывает Марина Малахатько, старший директор, глава ритейл-департамента CBRE.
Но проблема в том, что большинство этих компаний готовы открывать от одного до пяти магазинов, остальное масштабирование предполагается за счет партнеров по франчайзингу. Это значит, что все риски придутся на локальный бизнес, который и так еле живой после всех потрясений, подчеркивает спикер.
Что касается выхода на российский рынок китайских брендов, то это сложный вопрос, указывает еще на одну проблему Евгения Хакбердиева. Дело в том, что и по сезонам, и по лекалам, и по размеру наш рынок не представляет для китайских производителей большого интереса.
Если они примут решение воспользоваться возможностями, им потребуется создать отдельные направления, которые будут работать специально для России и стран СНГ. «Даже если это случится, они готовы выходить только через партнеров, а свои средства инвестировать в Россию пока не намерены», — уверяет эксперт.
Реестр импортозамещения в торговле
Светлана Ярова уточняет, что сейчас активизировалась региональная розница. Многие из таких компаний хотели бы занять освободившиеся в ТРЦ площади. «Было бы неплохо, если бы усилиями Минпромторга и Российской гильдии управляющих и девелоперов был составлен реестр импортозамещения в области брендов, — предлагает Евгений Протопопов, основатель группы компаний “GGroup — управление активами”. — Сейчас аналогичный реестр довольно успешно ведется в области промышленной продукции, а вот в области торговли я о таких инициативах не слышал».
Информационно-аналитическая платформа для профессионалов коммерческой недвижимости CRE Space от Циан — ключ к вашему лидерству на рынке. Подробнее
Эксперт считает, что надо провести исследование о том, какие товарные группы либо уже ушли, либо планируют уходить с российского рынка, и найти на рынках Турции, Китая и других стран бренды, работающие в этих сегментах.
Затем для этих компаний можно будет разработать приглашения на российский рынок на льготных условиях. Это позволит заместить уходящие бренды и подхватить ту инфраструктуру, которая остается после отъезда западных компаний, считает Евгений Протопопов.
Также, по его мнению, это поможет трудоустроить людей, которые остались без работы из-за закрытия магазинов. «Только в Москве, по официальным данным, около 200 тыс. человек под угрозой увольнения в результате закрытия западных компаний», — говорит эксперт.
Ирина Буренко обращает внимание на то, что многие российские бренды большей частью покупателей воспринимаются как иностранные, такие как Bosco, BORK, Lime, Zarina, Love Republic, Camelot, Carlo Pazolini, Tervolina и другие. И в сложившейся ситуации многие из них, конечно, воспользуются освободившимися проходными площадями в крупных ТРЦ.
Сари вместо Chanel?
Помимо непосредственно экономических проблем есть и проблема вкусовых предпочтений российских покупателей и особенно покупательниц. Готовы ли они к замене известных европейских брендов на индийские и китайские?
«Думаю, что в глубине души вполне готовы, — предполагает Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management. — Мы и так покупаем бо́льшей частью то, что произведено в Китае, но выходит под брендами именитых компаний с долгой историей». Сейчас это будет называться по-другому, но от перемены мест слагаемых и смены названий... ничего не должно поменяться, убеждена эксперт.
До последних событий европейские бренды в ТЦ продавались лучше, чем, например, турецкие, комментирует Светлана Ярова. Но если вернуться на несколько лет назад, то турецкие бренды успешно конкурировали со всеми остальными, вспоминает она. На ее взгляд, это дело вкуса, моды, привычек. Если бренды адаптируются к размерным линейкам, цветовым гаммам, качеству и фактурам, то они станут конкурентоспособными: сейчас рынку не хватает качественных товаров для дома, одежды, обуви.
старший директор, глава ритейл-департамента CBRE
О готовности потребителей к замене люксовых европейских брендов на китайские или еще какие-либо говорить рано, так как не сформированы предложения с аналогичными по качеству и дизайну товарами — таково мнение Дмитрия Москаленко, президента Российского совета торговых центров. Что касается одежды и обуви китайского производства в низкой или средней ценовой категории, то подобных товаров у нас всегда было в избытке, отмечает он.
По словам Валерия Трушина, все ходовые торговые площади ушедших игроков будут распределяться среди оставшихся арендаторов. По его мнению, замещение за счет брендов из Китая и Турции в ближайшей перспективе нереально: международной экспансии предшествует глубокий аналитический процесс и маркетинговые усилия.
Кроме того, следует признать, что Россия сегодня — не самый подходящий рынок для развития ритейла: общество меняет потребительскую модель на модель экономии, подчеркивает Валерий Трушин.
Что будет со ставками аренды?
Владельцы торговых центров немного лукавят, что у них все хорошо и арендная плата поступает, считает Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU. Это связано с тем, что обычно западные бренды привязывали плату к проценту с товарооборота. Сейчас собственники помещений заинтересованы в том, чтобы вернуть эти выпадающие доходы. Компании, которые придут на места ушедших, будут работать примерно по той же устоявшейся схеме.
Для понимания, что будет со ставками, нужно дождаться ухода брендов, полагает Ольга Шарыгина. Пока подавляющее большинство западных ритейлеров лишь приостановило работу. Если рассматривать пессимистичный вариант, ставки будут снижаться. Процент от оборота будет актуален для стабильных сетей, фикс — для малоизвестных небольших арендаторов.
А вот Евгений Протопопов замечает, что ставки, скорее всего, могут пойти вверх — для компенсации ухода западных компаний. ТРЦ постараются за счет этого выжить. Процент с оборота будет все более предпочтительным вариантом расчета относительно ставки с 1 кв. м. Это связано с тем, что товарооборот у оставшихся торговых предприятий вырастет.
Далеко не у всех с зарубежных брендов идет большой процент с оборота, особенно в дополнительных марках, вроде домашнего текстиля и т. д., напоминает Дмитрий Москаленко. Вероятно, с арендаторами собственники ТЦ будут договариваться в индивидуальном порядке.
Резюме
Если большинство западных модных брендов решит окончательно покинуть российский рынок, найти им замену будет не так просто. Есть ряд китайских, индийских и турецких брендов, которые могли бы прийти на освободившиеся в торговых центрах места. Но захотят ли новые бренды адаптироваться к российским размерным линейкам и популярным цветовым гаммам, неясно — особенно сейчас, когда россияне начинают экономить.