Как арендатору не стать жертвой мошенников, рассказали в Госдуме
9 января 2025
Музей-заповедник «Коломенское» находится в излучине Москвы-реки. На противоположном берегу в конце января всего за неделю было вырублено не менее 50 га кустов и деревьев (для сравнения — это примерно 22 Красных площади).
Вид на излучину Москвы-реки в 2021 году
Точных оценок пока нет: некоторые источники утверждают, что площадь вырубки составила около 80 га, другие называют 100 га. О масштабах можно судить по фото: вместо заросшего берега осталась узкая полоска деревьев вдоль реки.
Так левый берег напротив музея-заповедника выглядел еще недавно
Так он выглядит сейчас/Фото: Андрей Дворников
Еще около недели рабочие измельчали стволы и ветки. Местные жители лишь развели руками — помешать работам им не удалось. Активисты нарисовали для читателей Циан.Журнала схему — красным обведена примерная зона вырубки (вероятны небольшие погрешности).
Была ли законной вырубка, какой ущерб она нанесла и чего добиваются активисты сейчас?
Санитарно-защитная зона без кадастрового номера
Территория, на которой велась вырубка, не внесена в кадастр — точнее, ее можно определить только как часть охранной зоны заповедника: собственного кадастрового номера у нее нет. Получается, что земля бесхозная, объясняет краевед и режиссер Андрей Дворников. Но по документам она является охранной зоной музея-заповедника «Коломенское», а также буферной санитарно-защитной зоной заповедника и Москвы-реки от расположенных сразу за ней очистных сооружений в микрорайоне Курьяново района Печатники.
«Охранная зона объекта культурного наследия — территория, в пределах которой для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».
Лесом эта территория зарастала последние 30 с лишним лет. Но помимо самосева тут были и специально высаженные деревья. В 2018 году городские власти высадили здесь 4 тыс. деревьев и 14 тыс. кустарников, на что из городского бюджета было потрачено более 200 млн рублей.
Комментирует Сергей Самсонов, активист из Чертаново: «В 2018 году озеленение велось в нескольких местах. По отчетам прошло порядка 4 тыс. деревьев и очень много кустарников. Понятно, что по факту результат может отличаться: сколько точно было высажено деревьев, сейчас никто не сможет сказать (тем более прошло уже почти пять лет, и те посадки успели вырасти). Посадку 4 тыс. деревьев легко “размазать” незаметно по десяткам гектаров. В 2018 году сажали более или менее равномерно по всей территории нынешней вырубки — по тем местам, которые казались пустыми».
А вот — видео от Вячеслава Ефимова, жителя района Печатники, экс-кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Печатники. Вячеслав занимается проблемами района с 2011 года. Летом 2022-го он провел съемку, на которой видно молодые посадки, — это тонкие деревья, высаженные в ряд. Как и говорил Сергей Самсонов, посадки велись в хаотичном порядке в разных местах — видео это подтверждает (таймкод 1:00–2:20).
А фотографии, сделанные в феврале и марте этого года, показывают, что посадок больше нет.
Зачем понадобилась вырубка?
Никаких официальных данных, что будет на месте вырубки, нет. Есть только версии и догадки. По одной из версий, на зачищенной от леса территории предполагается строительство завода по переработке илового осадка, который дополнит Курьяновские очистные сооружения.
«Прямо под боком находится большой жилой район — многие дома относятся к пятиэтажкам и будут снесены по программе реновации. Ведется и новое строительство — уже утверждена стройплощадка для переезжающих по программе реновации, а еще огромный жилой комплекс возводится всего в полутора километрах. При этом защитную зону между очистными сооружениями и рекой уничтожили», — сокрушаются активисты.
Другая версия — территория нужна коммунальщикам для стоянки техники: по адресу «Проектируемый пр. № 5112, дом 10» (всего 300 м до бывшего леса) расположен Центр управления комплекса городского хозяйства.
Фото: Мария Шаруева
Сейчас вереницы КамАЗов свозят сюда строительный мусор, остающийся от программы реновации: мусор зарывается, а сверху укладывается щебень и асфальтовая крошка — чем не стоянка. В этом можно легко убедиться, проехав от конца Батюнинского проезда до самой реки: визиту никто не препятствует.
Есть и третья версия. «Когда началась вырубка, прошел слух, что это под нужды Минобороны, поэтому все притихли — и муниципальные депутаты, и СМИ. Официально информацию так и не подтвердили, но сомнения этот слух все-таки посеял. При этом все понимали, что территория для Минобороны слишком большая — ему столько не нужно, ведь в других местах его объекты занимают гораздо меньшую площадь», — говорит Андрей Дворников.
Циан.Журнал обратился за разъяснениями к одному из «коммунальных» чиновников в Госдуме. В ответ собеседник подтвердил размещение на вырубленном участке оборонных объектов, но добавил, что «шум подняли на пустом месте — там не природоохранная территория, а промзона».
Вид на левый берег Москвы-реки от церкви Вознесения в Коломенском в 2021 году/Фото: Олег Левчук / «Яндекс.Карты»
С точкой зрения, что эта территория была оставленной без присмотра бесхозной землей с остатками садов, которая постепенно зарастала и становилась дикой, соглашаются и некоторые экологи. Да, признает наш источник в Госдуме, какие-то деревья там действительно росли, но жители Печатников до них не доходили из-за очистных сооружений и других непривлекательных объектов промзоны, включая собачий питомник (на карте обозначен приют для животных «Печатники». — Прим. ред.). По мнению чиновника, ничего ценного не пострадало.
Охранная зона музея-заповедника или промзона?
Доходят жители Печатников до реки или нет, вопрос спорный, но насчет охранного статуса думский собеседник Циан.Журнала ошибается. Есть несколько оснований считать территорию вырубки не просто промзоной.
Аргумент первый
Природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское» включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения еще в 1995 году, напоминает Анна Цуранова, юрист адвокатского бюро Asterisk. На сегодняшний день заповедник сохраняет этот статус и к нему применяются специальные виды правовой охраны (указ президента РФ «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» от 20 февраля 1995 года № 176).
Для таких объектов, продолжает Цуканова, устанавливаются разные защитные зоны — это зависит от вида объекта культурного наследия. Обычно для заповедника, расположенного в городе, защитная зона составляет не менее 200 м от линии общего контура ансамбля, включая парковую территорию (статьи 34 и 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В границах защитных зон ограничиваются строительство и хозяйственная деятельность, которые угрожают сохранности памятника культуры или окружающего его природного ландшафта, в частности леса (статья 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
В этом случае территория вырубки является охранной зоной объекта культурного наследия — самого парка-заповедника. Вот карта ЗОУИТ (зон с особыми условиями использования территории), на которой желтым выделены участки, подпадающие под охранный статус.
юрист, партнер юридического бюро Zenin & Telmanovich
Более того, земельные участки в границах объектов культурного наследия относятся к категории земель историко-культурного назначения (статья 99 Земельного кодекса РФ). Это, в свою очередь, означает, что леса на таких участках являются ценными — проведение сплошных рубок в них по общему правилу запрещено (статья 21 и пункт 7 части 1 статьи 116 Лесного кодекса РФ).
В то же время в отношении каждого объекта культурного наследия принимается отдельное решение об установлении защитных зон, их размерах и ограничительных мерах — это происходит в рамках все той же статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ, уточняет Анна Цуранова.
Исходя из данных публичной кадастровой карты, по словам Игоря Зенина, зона, в которой прошла вырубка, все-таки относится к зоне охраны объекта культурного наследия. Ее реестровый номер: 77:04-6.252. Отдельного номера участок под вырубкой не имеет.
Зоны охраны московских памятников истории и культуры перечислены в постановлении правительства Москвы от 28 декабря 1999 года № 1215. В тексте упомянут Проектируемый проезд 5113 — сейчас он переименован в Батюнинский проезд.
Аргумент второй
Вырубленный участок является объектом природного комплекса № 127 ЮВАО Москвы «Озелененная территория между левым берегом реки Москвы и Проектируемым проездом 4386» (постановление правительства Москвы от 19 декабря 2012 года № 184-ПП), напоминает координатор Архнадзора Игорь Шихов. По закону общая площадь всех природных комплексов не должна уменьшаться.
Если это и происходит, то закон требует компенсировать ситуацию созданием новой зеленой зоны — можно даже в другом месте (в пределах административного округа), но не меньшей площади.
Фото: Мария Шаруева
«Всё это оформляется постановлением правительства Москвы. Я просмотрел “Вестник мэра” за несколько месяцев, таких постановлений не нашел. Не удивлюсь, если власти заявят, что никакого леса на этом месте не было: мы это уже проходили в 2016 году, когда ради прокладки Северо-Восточной хорды вырубались деревья в парке в Кусково», — говорит Игорь Шихов.
Аргумент третий
Отдельная история — с ограничениями по водоохранной зоне. Территория в пределах 200 м от реки, длина которой превышает 50 км (Москва-река длиннее), является водоохранной зоной (пункт 4 статьи 65 Водного кодекса РФ).
Кроме того, пункт 15 этой же статьи запрещает размещать в границах водоохранных зон отходы производства и потребления или организовывать автостоянки (кроме стоянок с твердым покрытием — не исключено, именно такая в эти дни и создается).
Водный кодекс РФ (пункт 16 статьи 65) допускает проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон. Но с условием, что объект будет оборудован сооружениями по защите от загрязнения и истощения. «На наш взгляд, это допущение позволяет проводить строительные работы — в том числе и в прибрежной зоне», — соглашается Игорь Зенин.
Юрист полагает: если в прибрежной зоне действительно накапливаются отходы производства и потребления, то есть основания для возбуждения административного производства (статья 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»), но тут важно, о каких именно отходах идет речь. Строительный мусор законом не допускается.
14 марта 2023 года / Фото: Telegram-канал «Вырубка леса Коломенская/Курьяново»
«Список ухудшений огромен! Они превратили зеленый берег в пустыню, заваленную стройотходами. Раньше на том берегу гнездились птицы, а теперь они лишились своих многолетних гнездовий — соловьи уже вряд ли вернутся. Ветер на пустыре разгоняется сильнее, и с Курьяново усилился запах фекалий. Вид испортился — как из окон жилых домов, так и с берега Коломенского мы теперь смотрим на строительную помойку вместо зеленого оазиса. При этом круглосуточно и без выходных нам мешает шум строительной техники и световое загрязнение от фонарей».
Татьяна, жительница Коломенской набережной с 1982 года
Четвертый аргумент
И еще один неочевидный момент. По мнению Игоря Зенина, вырубка нарушила панораму в сторону современного района Печатники, которая тоже входит в состав объекта культурного наследия.
Вид на левый берег Москвы-реки в 2016 году
Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Вознесения» (г. Москва), входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Усадьбы Коломенское» XVI–XVII веков, в том числе является «роль церкви в пространственно-планировочной структуре села Коломенского и окрестностей, включая исторические видовые раскрытия панорамы усадьбы в сторону села Дьяково и берега Москвы-реки в сторону современных Печатников и Люблино» (приказ Минкультуры России от 29 марта 2018 года № 379).
15 марта 2023 года / Фото: Telegram-канал «Вырубка леса Коломенская/Курьяново»
Следовательно, говорит юрист, участок можно отнести к панораме объекта культурного наследия с помощью независимой экспертизы и оспорить уничтожение деревьев и кустарников на левом берегу Москвы-реки.
15 марта 2023 года / Фото: Telegram-канал «Вырубка леса Коломенская/Курьяново»
Чего добиваются активисты?
«Сегодняшняя наша задача — заставить сотрудников городских служб убрать весь мусор и восстановить лес, — говорит активист Андрей Дворников. — Хорошо бы разбить на этом месте парк — это было бы логично, учитывая богатое прошлое района: с незапамятных времен здесь ничего не строилось, а территория использовалась как охранная зона — в том числе и для знаменитой церкви Вознесения, расположенной на противоположном берегу и имеющей охранный статус ЮНЕСКО (в России их всего 30)».
Активисты опасаются, что из-за серьезного изменения ландшафта памятник может лишиться почетного статуса.
Позиция ведомств
Активисты написали десятки писем и запросов в разные инстанции, включая Департамент природопользования, Объединение административно-технических инспекций города Москвы, Департамент культурного наследия, прокуратуру и Следственный комитет. Сформирован запрос в ЮНЕСКО. Российские ведомства в основном кивают друг на друга, переадресуя запросы. Хотя есть более-менее внятный ответ от префектуры ЮВАО: ведется санитарная вырубка деревьев.
Например, Департамент культурного наследия ответил активистам, что «вырубка расположена вне границ территории объектов», а проведение работ не требует получение согласования департамента (копия ответа есть в распоряжении редакции. — Прим. ред.). При этом об охранных зонах департамент говорить не стал вовсе.
Административно-техническая инспекция (ОАТИ) по ВАО и ЮВАО ответила, что не выдавала ордер на проведение земляных работ, установку временных ограждений и объектов. При этом в письме говорится, что по адресу 1-й Курьяновский проезд, 15, строение 1 (адрес очистных сооружений. — Прим. ред.), ведутся работы по благоустройству — обращаться по этому поводу следует в управу района Печатники.
Циан.Журнал направил запрос в Департамент городского имущества Москвы (а земельный участок считается имуществом), оттуда нас перенаправили в Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, а оттуда с формулировкой «вопрос не входит в компетенцию Департамента ЖКХ» (хотя речь шла о вырубке высаженных ведомством деревьев) — в Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Департамент природопользования и охраны окружающей среды на запрос не ответил.
Делом заинтересовались в Следственном комитете: по данным НИА «Экология», глава комитета Александр Бастрыкин получил провести по поводу вырубки процессуальную проверку. На момент публикации результатов проверки еще не было, на запрос Циан.Журнала пресс-служба комитета не ответила.
На огромной береговой территории, которая входит в особоохраняемую зону объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО - Храма Вознесения был вырублен лес.
Нескончаемые артели рубщиков леса рубили лес круглосуточно, зачем они это делали неизвестно. Всё было сделано в тайне и огромными привлечёнными силами. Никогда ещё на юге Москвы такими темпами не вырубались леса, которые хоть как-то компенсировали вред от находящихся здесь отравляющих экологию предприятий.
Это 30% вырубленной территории. Западная сторона напротив Храма Вознесения.
Остатки вырубленного леса.
Восточная сторона вырубки
Очень настораживает скорость, с которой была осуществленна операция. С самого начала надо представить себе 100 Гектар - это значительно больше, чем 100 (сто) футбольных полей. Деревья на этой территории были уничтожены за неделю, ещё неделя ушла на уничтожение спиленных деревьев в щепку.
Бывший лес
Большинство деревьев 35-летние, но встречаются и такие исполины.
Хочу напомнить, что совсем недавно подобным образом, была вырублена Нагатинская пойма. Но тогда варварство было узаконено и территория была в несколько раз меньше. Здесь же на вырубку нет никаких документов. Строители молчат "как рыба об лёд". Ни в Департаменте Культурного наследия, ни в Управе Печатники, ни в Префектуре ЮВАО не отвечают, отмалчиваются. Хотя на рабочих бушлатах рубщиков названия организации, которая принадлежит Префектуре.